Литература. К.В. Воробьев «Убиты под Москвой» (ответы на вопросы)


К.В. Воробьев «Убиты под Москвой»
Ответы на вопросы
1.Когда и где происходят действия? Какой этап (сражение) Великой Отечественной войны изображен? (историческая справка)

Действия происходят в ноябре 1941 года во время обороны деревни Лотошино, которая находится под Москвой. Идут боевые действия советских и немецких войск в московском направлении. Данная битва является одной из самых масштабных за время войны по количеству участвовавших войск и по понесённым потерям. Гитлер рассматривал взятие столицы как одну из главных военных целей операции «Барбаросса». В истории битва известна также как «Операция Тайфун».

2. Характеристика героев: капитана Рюмина, Алексея Ястребова. (Каким был путь кремлевского курсанта к победе над самим собой, над страхом смерти к уверенности?)

А) капитан Рюмин
Рюмин был мужественным человеком. Все курсанты старались походить на него, потому что он также был превосходным бойцом. Из его внешнего вида можно сказать, что он был уверенным человеком: он всегда улыбался надменно с иронией. У него была стройная фигура, он постоянно носил свою фуражку чуть сдвинутой на правый висок. «У него было худое узкое лицо, поросшее светлой щетиной...»
Капитан постоянно заботился о военном духе своей роты. Он хотел, чтобы все верили в победу даже тогда, когда кажется, что спасения нет.
В доказательство, хочу привести пример из текста: когда капитан узнает, что русские были окружены немцами со всех сторон, он решает умолчать о данном положении. Он заботился о своих подчиненных, думал о них, о своей Родине.
Когда у него и у всех на глазах в воздухе был расстрелян советский ястреб, Рюмин не смог выдержать слез, он осознает преступление главного командования перед разбившимся самолетом, перед подчиненными: «Он плакал...Ненавидящие глаза, скосившийся рот, приподнятые крылья ноздрей...». Поэтому он застрелился, добавив:   «Все... За это нас  нельзя простить. Никогда!»
Таким образом, Рюмин был своеобразным примером для подражания, все его любили и старались быть похожими на него как своими поступками, так и внешним видом.

Б) Алексей Ястребов
Он был только что назначенным, неопытным лейтенантом, поэтому его немного пугали события, которые происходили вокруг, но Алексей не показывал этого - не хотел выглядеть слабым перед своими подчиненными.
На протяжении всего произведения в Ястребове борются два чувства: патриотизм и самосохранение. Он во время битвы постоянно думал, что в него должна попасть граната, Алексей очень боялся этого: «...звучно взорвались противотанковые гранаты, и все откатилось в сторону, и Алексей обнял курсанта и затрясся в сухом истерическом плаче».Также страх можно проследить в его речи, интонации: он говорил рассеянно, гнусовато, с паузами.
Ястребов боялся столкнуться лицом к лицу со смертью, но после гибели капитана Рюмина, он смог справится с этим: «Это было впервые, когда Алексей не устрашился мертвого. Наоборот, он чувствовал какую-то странную близость и согласность...». Ему было тяжело убивать немцев, он прежде всего думал о них, «как о людях, которых он знал или не знал-безразлично». Когда курсант на глазах у Ястребова убивает фашиста, Алексей чуть было не возненавидел своего подчиненного. 
Истинный характер Алексея мы видим в «поединке с танком». Несмотря ни на что он все-таки преодолевает свою боязнь и взрывает его. Когда он идет к своей цели он не осознает, что делает, он ни о чем не думал в тот момент, он был подавлен тем, что никто и не видел как он сжег танк: «Он ни о чем отчетливо не думал, потому что им владело одновременно несколько чувств, одинаково равных по силе, - оторопелое удивление...и тайная радость оттого, что остался жив; желание как можно скорее увидеть своих и безотчетная боязнь этой встречи...» Он боялся осуждения своих товарищей, потому что когда танковый десант убивал роту растерявшийся Ястребов спрятался в воронке. Его товарищей убили, а он остался жив. Алексей чувствовал свою вину.
Герой повести проходил через все трудности, с которыми его столкнула война, но несмотря на это он не стал жестоким человеком.

3. Как автор изображает личность молодого человека на войне?
А) Каким курсанты видят мир и себя в нем?
Курсанты - это ученики военных учебных заведений. Они молодые, они должны наслаждаться жизнью, но война в корне меняет ситуацию. Ребята до сих пор не могли поверить в происходящее: «С еще более нечетким и зыбким сознанием воспринималась им война...Все его существо противилось тому реальному, что происходило». В произведении частично описывается их жизнь до войны: «Все, что сейчас делалось взводом и что было до этого...все это во многом походило на полевые тактико-инженерные занятия в училище. Обычно они заканчивались через три или шесть дней, и тогда курсанты возвращались в казармы и учебные классы, где опять начиналась жизнь с четкой выправкой тела и слова с никогда не потухающей мечтой об аттестации». 
Я думаю, что эти курсанты испытывали точно такие же чувства, как и все остальные: страх, боль потери близких и др. Но они были настоящими патриотами: они не боялись идти на немцев во имя Родины, они подчинялись своим командирам. Ребята надеялись, что смогут каким-нибудь образом повлиять на исход битвы, так как им очень хотелось вернуться домой, к своим близким.

Б) О чем думали, о чем мечтали, чего хотели, к чему стремились?
Конечно же курсанты мечтали о свободе, о том времени, когда война закончится. 
Они не думали о своих поступках, поскольку, как сам пишет Воробьев: «тело берегло в себе лишь страх». Ребята (как и все) хотели вернуться к своему прежнему образу жизни, хотели домой, это подтверждается в их диалогах: «Сейчас бы кваску покислей..да рукавичку потесней..»
Курсанты стремились выполнять все приказы своих командиров, пытались как-нибудь заслужить похвалу своих главнокомандующих: «Вот врезали! Правда, товарищ лейтенант?»
Для автора те, кто сумел побороть свой страх, уже являлись героями.

4. Природа и война
В данном произведении очень подробно описывается природа. С помощью этого Воробьев хочет передать описание юности курсантов, глубокие переживания героев, их настрой, и, может быть, исход битвы.
Например, в самом начале описывается падение снега, и когда рота увидела столь красивое зрелище - это подарило им надежду, им стало легче идти, поскольку «ногам сообщалось что-то бодрое и веселое».
Также в тексте автор пишет о природе, которая окружала героев перед битвой, о погоде: «Лес выпуклым полукругом обрывался в поле. Дальше ничего не виделось, потому что день застрял в полурассвете - узенький, серенький и плоский: небо начиналось прямо над верхушками деревьев». Все это описание - своеобразное «затишье перед бурей», которую ждут все курсанты. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий